Официальный сайт территориальной избирательной комиссии города Волгодонска
18 марта 2018 года выборы Президента Российской Федерации
ТИК г. Волгодонск » КОИБ » Операторы КОИБ (КОИБеры)

Операторы КОИБ (КОИБеры)

Автор: admin от 17-02-2011, 12:18

 (В прежних постах: КОИБ часть-1,  КОИБ и КЭГ -часть 2 )   
Работой КОИБ управляют два оператора КОИБ - члены участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КОИБ. Основные функции оператора КОИБ: прием КОИБ, доставленных в помещение для голосования избирательного участка, участка референдума от представителя сервисного центра,монтаж КОИБ в помещении для голосования, проверка работоспособности КОИБ в помещении для голосования накануне дня голосования, настройка КОИБ на проводимые выборы (референдум) в день голосования, тестирование КОИБ в день голосования перед началом голосования, осуществление контроля за работой КОИБ в течение дня голосования, в том числе за сохранностью оборудования, получение на КОИБ протоколов участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума и передача их председателю участковой комиссии, демонтаж и упаковка КОИБ после направления протокола об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в вышестоящую комиссию, передача оборудования представителю сервисного центра.

В соответствии с этим перечнем функций и строится программа обучения операторов. Если такие действия как: прием КОИБ, доставленных в помещение для голосования избирательного участка, участка референдума от представителя сервисного центра, монтаж и демонтаж КОИБ в помещении для голосования - легко усваиваются , то проверка работоспособности, тестирование КОИБ, настройка на выборы, получение протокола об итогах голосования -предполагают, что обучаемые должны иметь опыт работы на УИК. А именно: слушатели должны уметь составлять итоговый протокол на основе контрольных и логических соотношений, знать все о ходе голосования, подведении итогов. Не лишними будут знания о голосовании вне помещения.

Если говорить об обучении операторов КОИБ на местные выборы в Ростовской области, которое проводила
наша сервисная организация, то можно утверждать - оно было проведено на должном уровне, однако из-за недостаточно обоснованного подбора контингента обучаемых (за это отвечали ТИК и МИК области) возникало достаточно много проблем. (смотреть фотоотчет об обучении)


Судя по тренировкам операторов КОИБ 9 октября 2010 г. (День, предшествующий дню голосования на местных выборах в Ростовской области) допускались следующие ошибки: 

1. Операторы пропускают (или испытывают трудности перехода) режим ввода бюллетеней из переносных урн (один из операторов намеренно (с моим выводом согласились многие) пропустил этот режим в день голосования);
2. При составлении итогового протокола в строке 1 протокола вводят реальное число избирателей на ИУ, хотя используют не более 50-ти бюллетеней по одним выборам, и тогда протокол выглядит очень смешно (строка 1 - 2700, строка 2-46, строка 5 (погашено) - 2754 и т.д.)
3. Некоторые использовали копии (ксерокопии) бюллетеней в режиме Тест и Тренировки;
4. Режим Тест и Тренировки воспринимают как одно и то же, (это приводит к тому, что некоторые тренировались и 10-го октября);
5. Испытывают трудности в введении данных в КОИБ для итогового протокола (В 20-00 в день голосования обратились за помощью 8 из 19 операторов).

Рассмотрим действия операторов КОИБ

1. В день предшествующий дню голосования

-Ввод номера УИК
-Ввод даты (например 9.10.2010) , времени голосования (например начало 10-00, окончание 15-00);
(можно поставить дату окончания и не 15-00, а 12-00, это зависит от того, когда УИК будет завершать тренировку. После 12-00 (15-00) ввести бюллетени в переносном режиме)

-Инициализация (чтение, загрузка) данных о выборах с носителя подготовленого на ТКСА ГАС "Выборы" (используем одну из дискет, а проверяем обе);

-Снятие кандидатур с голосования (такое возможно, если на ТКСА ГАС "Выборы" данные о выборах были подготовлены до снятия кандидатур);  
Снятие позиций обязательно проводится в присутствии председателя УИК. После выбора избирательной кампании, референдума на информационном табло (дисплее) КОИБ появляется первая позиция из списка кандидатов. Для того чтобы снять кандидата, необходимо выбрать нужную фамилию из списка и нажать клавишу "ДА". Перед его фамилией появится отметка "СНЯТ". Чтобы восстановить ошибочно снятого кандидата, повторно нажать клавишу "ДА". Рядом с кандидатом появится отметка "ВОССТАНОВЛЕН". Если по всем проводимым типам выборов снимать кандидатов больше не требуется, нажать клавишу "НЕТ" или "Р". Появится запрос "Сохранить изменения?". Нажать "ДА", если требуется сохранить изменения. Нажать "НЕТ", если не требуется сохранить изменения.

-Режим Тест в день предшествующий дню голосования
Данный режим необходим как для проверки работоспособности КОИБа, так и для убеждения организаторов выборов (членов УИК) в том, что КОИБ верно реагирует (распознает) типы бюллетеней. Комплект бюллетеней №1* готовится по формуле К+3. Что это значит: К- это количество кандидатов в бюллетене для голосования (например: В бюллетене для голосования 4 кандидата (без учета снятого, если такой был), значит в нашем Комплекте бюллетеней №1* будет (К+3=4+3)=7(семь) бюллетеней для проведения Теста. Комплект бюллетеней №1* готовится для каждого сканера КОИБ; по каждому уровню выборов, референдума. Бюллетени для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ берутся из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией для проведения голосования с использованием КОИБ.

Как проводится тестирование (в примере семь бюллетеней):
1. Один бюллетень отправляем в КОИБ без печати УИК - реакция КОИБ - бюллетень НУФ (не установленной формы); 
Все остальные бюллетени - с печатью УИК
2. Во втором бюллетене делаем отметки за всех кандидатов -реакция КОИБ - бюллетень недействительный;
3. В третьем бюллетене не делаем ни одной отметки за кандидатов -реакция КОИБ - бюллетень недействительный;
4. В четвертом бюллетене голосуем за первого по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный;
5. В пятом бюллетене голосуем за второго по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный;
6. В шестом бюллетене голосуем за третьего по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный;
7. В седьмом бюллетене голосуем за четвертого по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный.

Все пункты 1-7 повторяем для второго КОИБа используя Комплект бюллетеней №1 для второго сканера (КОИБа)

Обязательно нужно вести ручной подсчет: сколько, каких бюллетеней опущено в сканер. Бюллетени из комплекта для проведения тестирования КОИБ вводить поочередно в четырех положениях (каждый следующий в новом положении): текстом вверх (заголовком вперед и назад) и текстом вниз (заголовком вперед и назад). После ввода каждого бюллетеня проверять правильность его распознавания по сообщениям на дисплее КОИБа, нажимая клавишу "Да" (несколько раз для просмотра информации) и доходя до сообщения "Тест:N, где N -количество опущенных бюллетеней. После ввода всех бюллетеней из комплектов для проведения тестирования КОИБ во все сканеры распечатать результаты тестирования. Обязательно сравнить результаты тестирования по распечатке и ручного подсчета.

НУФ и недействительные бюллетени перфорируются КОИБом (не совсем четко просматриваются отметки перфоратора, но все равно заметно, при этом явно слышится звук работы перфоратора). Все этапы идентификации бюллетеней - отображаются на небольшом дисплее КОИБа.

Важно! Режим Тест выполняется в день предшествующий дню голосования, и в день голосования до открытия УИК одинаково, но в день голосования возможны корректировки по кандидатам (исключение). Тогда Комплект бюллетеней №1 может количественно (в меньшую сторону) отличаться и такое возможно для отдаленных УИК (до которых инфа доходит потом, после того когда ее знают уже все).

- Режим Тренировка
В тренировочном режиме (проводится сразу после режима Тест) необходим подготовительный период, в котором извлекаются все бюллетени опущенные в режиме Тест, затем КОИБ переводится в "Стационарный" режим. На дисплее отображается "Принято 0" и горит зеленая лампочка.

Комплект бюллетеней №2** для проведения тренировки одинаков для каждого КОИБа и готовится согласно Инструкции о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, а бюллетени для подготовки комплектов бюллетеней для проведения тренировки берутся из числа бюллетеней, полученных участковой комиссией для проведения голосования с использованием КОИБ.

Каждый комплект бюллетеней для проведения тренировки включает в себя: - два недействительных бюллетеня (бюллетень без отметок и бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом); - двадцать действительных бюллетеней с отметками в любых квадратах, расположенных справа от сведений о кандидатах, списка кандидатов, в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против").

Важно!
1. Необходимо оставить некоторое количество бюллетеней для ввода в режиме "Переносной". Например 5.
2. Обязательно вести ручной подсчет.
-Вводим часть бюллетеней из комплекта №2;
-Переходим в переносной режим;
На клавиатуре сканера есть клавиша Р (режим), переходим в переносной режим (если не переходит - то время не наступило).

-Вводим оставшуюся часть бюллетеней из комплекта №2 (5 штук);

-Переходим в режим Подведение итогов.
На клавиатуре сканера есть клавиша Р (режим), переходим в режим подведения итогов (Завершение голосования).

-Распечатать (обязательно) преварительные результаты голосования. Они отличаются от итогового протокола тем, что это краткие итоги. Сравниваем их с результатами ручного подсчета.

-Для составления протокола об итогах голосования в тренировочном режиме ввести согласно запросам на дисплее КОИБа числовые значения строк протокола, которые не могут быть подсчитаны автоматически.
А именно: (по номерам строк протокола):
1. Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования
2. Число изб. бюлл., полученных участковой избирательной комиссией
5.Число погашенных избирательных бюллетеней
10.Число утраченных избирательных бюллетеней
11. Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении

-После ввода всех необходимых числовых значений строк КОИБ автоматически проверяет контрольные соотношения (КС), если они не выполнены (как правило причина ошибка УИК), имеется возможность неоднократно повторить ввод числовых значений.
Далее печатаем протокол, сравниваем их с результатами ручного подсчета. 

-Завершаем выборы.
При проведении нескольких типов выборов КОИБ переходит к составлению протокола об итогах голосования по следующему типу выборов. Операции по составлению и сохранению протокола об итогах голосования повторяются необходимое количество раз в зависимости от количества проводимых выборов и получаемых протоколов об итогах голосования. Данные отправляются на дискеты КОИБов.

Возможны случаи расхождения данных протокола КОИБ и ручного подсчета. Если это действительно случилось - оператор должен обратиться на "горячую линию".

Из собственной практики: На 19 УИК - 38 КОИБов ни один из них не дал расхождения, у коллег такой же результат, если итожить по области то это 392 КОИба. Впечатляет.

2. День голосования

-Ввод номера УИК

-Ввод (контроль) даты (например 10.10.2010) , времени голосования (начало 08-00, окончание 20-00);
В моей практике (и у моего напарника) со временем голосования случился такой "казус": По окончанию голосования КОИБ отказался переходить в переносной режим - оператор звонит и докладывает об этом. Оказалось дело в том, что "часики" КОИБа отстают, т.е. реальное время 20-00, а у него 19-10. Исправили легко-подкорректировали время (используется системный пароль, который оператору не известен). А мой коллега попросил оператора перезагрузить КОИБ, а в процессе перезагрузки происходит синхронизация данных со вторым КОИБом (у того было все верно).

-Инициализация (чтение, загрузка) данных о выборах с носителя подготовленого на ТКСА ГАС "Выборы";

-Снятие кандидатур с голосования (подробно читайте п. 1. В день предшествующий дню голосования)

-Тестирование КОИБ (в примере семь бюллетеней):
1. Один бюллетень отправляем в КОИБ без печати УИК - реакция КОИБ - бюллетень НУФ (не установленной формы) Все остальные бюллетени - с печатью УИК;
2. Во втором бюллетене делаем отметки за всех кандидатов -реакция КОИБ - бюллетень недействительный;
3. В третьем бюллетене не делаем ни одной отметки за кандидатов -реакция КОИБ - бюллетень недействительный;
4. В четвертом бюллетене голосуем за первого по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный;
5. В пятом бюллетене голосуем за второго по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный;
6. В шестом бюллетене голосуем за третьего по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный;
7. В седьмом бюллетене голосуем за четвертого по списку кандидата (ставим любую отметку) - реакция КОИБ - бюллетень действительный.

Все пункты 1-7 повторяем для второго КОИБа используя Комплект бюллетеней №1 для второго сканера (КОИБа)
Бюллетени из комплекта для проведения тестирования КОИБ вводить поочередно в четырех положениях (каждый следующий в новом положении): текстом вверх (заголовком вперед и назад) и текстом вниз (заголовком вперед и назад). После ввода каждого бюллетеня проверять правильность его распознавания по сообщениям на дисплее КОИБа, нажимая клавишу "Да" (несколько раз для просмотра информации) и доходя до сообщения "Тест:N", где N -количество опущенных бюллетеней. После ввода всех бюллетеней из комплектов для проведения тестирования КОИБ во все сканеры распечатать результаты тестирования.  

НУФ и недействительные бюллетени перфорируются КОИБом (не совсем четко просматриваются отметки перфоратора, но все равно заметно, при этом явно слышится звук работы перфоратора). Все этапы идентификации бюллетеней - отображаются на небольшом дисплее КОИБа.

-Завершить тест
Извлечь использованные для тестирования КОИБ бюллетени из накопителей всех сканеров, передать их председателю участковой комиссии для последующего погашения и ждать открытия помещения для голосования. Председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования. Перевести КОИБ в режим голосования. На запрос "Начать голосование?" нажать клавишу "ДА" . КОИБ переходит в режим голосования "Стационарный" (на дисплее "Принято: 0" горит зеленая лампочка).

-Голосование (8-00 - 20-00)
Оператор КОИБ информирует председателя УИК о количестве проголосовавших на отчетные времена. Количество проголосовавших отображается на дисплее КОИБа (Принято: Х, Х-количество введенных избирателями бюллетеней). 10 октября 2010 г. на местных выборах в Ростовской области в данном режиме КОИБы не сбоили. На некоторых избирательных участках кратковременно возникали отключения электросети. Повторное включение КОИБов возобновлялось без потерь данных.

-Завершение голосования
В этом режиме (20-00) КОИБ завершает стационарный режим и оператор переводит его в режим ввода бюллетеней из переносных ящиков. При этом, не смотря на смену режима, счет опущенных в КОИБ бюллтеней продолжается, а не начинается вновь. Ввод бюллетеней из переносных ящиков в КОИБ ранее 20-00 блокируется.

-Печать предварительных результатов

-Составление протокола об итогах голосования
Председатель УИК передает оператору числовые значения строк протокола, которые не могут быть подсчитаны автоматически. Оператор вводит их согласно запросам КОИБа на дисплее.
После ввода всех необходимых числовых значений строк протокола по данному типу выборов, референдума КОИБ автоматически проверяет контрольные соотношения (КС).

-Печать протокола об итогах голосования
Здесь следует обратить внимание на то, что распечатка необходимого количества экземпляров протокола проводится до его подписания членами УИК, и только после заверения протокола членами УИК происходит его подписание. Протокол подписывается (запрос КОИБа "Протокол подписан?" - ответ оператора -"Да". (Эта процедура полностью совпадет с нашей на ГАС "ВЫборах")

-Отправка результатов на носители
Это происходит сразу на две дискеты, и обе они доставляются на ТКСА ГАС "Выборы", где системный администратор обрабатывает данный файл и выдает распечатку членам контрольной группы и представителям УИК. Вся процедура ввода данных КОИБ в ГАС "Выборы занимает" не более 1 минуты.

После успешного помещения результатов голосования в базу данных "ГАС Выборы" председатель участковой комиссии дает разрешение операторам КОИБ на завершение выборов.

Внимание! Если результаты голосования не помещены в базу данных "ГАС Выборы", категорически запрещается завершать выборы.

-Завершение выборов
Запрос КОИБа - "Завершить выборы" - ответ оператора "Да"
Выборы успешно завершены.

Дополнения:
 

Пример протокола для тренировки Инструкция о порядке использования КОИБ на выборах и референдумах РФ (в ред. Постановлений Центризбиркома РФ от 31.01.2008 N 94/725-5, от 16.09.2008 N 131/962-5) 


Выводы:
1. КОИБы - честная, качественная и надежная техника.
2. Применение КОИБ на выборах всех уровней решает не только проблемы прозрачности выборов, но и устраняет самый трудоемкий этап в работе участковой комиссии –  ручной подсчет бюллетеней.

И еще:
1. Кадидатуры в операторы КОИБ (КОИБеры):
- Член УИК с ПРГ (кандидат в операторы) должен иметь опыт работы в избирательной кампании данного уровня (местной, региональной, федеральной). Не желательно чтобы это был бы кто то из руководства УИК (хотя один положительный пример был на выборах Депутатов гордумы г. Ростов-на-Дону. Молодой парень, председатель УИК (по ул. Ленина) руководитель учебного заведения, сам лично успешно провел все предварительные и главные процедуры)
- КОИБы позволяют автоматизировать значительную часть работы УИК, следовательно количество членов с ПРГ можно сократить, при условии что представительские права на выдвижение не нарушены.
2. Размещение КОИБ по избирательным участкам:
-Решение по этому вопросу принимается вышестоящей ИК, мнение иных лиц, связанных с работой КОИБ не учитываются. Но мне совсем не было понятно почему надо комплектовать КОИБами УИКи таким "лоскутным" способом: На этом округе - два УИК, на другом -три, на третьем -0 и т.д.
3. Роль ТИК (ОИК, МИК): 
-В этом вопросе наталкивался на разные "странности". Например: Почему я должен разъяснять представителю ТИК (ОИК, МИК) процедуру выборки для ручного пересчета? Или давать разъяснения по иным вопросам, более связанным с избирательными процедурами, а не с работой КОИБ? И т.п.
4. Время доставки итогов:
- Простой расчет: Выборы завершаются в 20-00, ввод из переносных ящиков занимает не более 15 минут. Завершение на КОИБ - 15 минут. Если УИК попал в ручной пересчет - 1 час. Итого по максимуму данные должны быть отправлены в 21-30. Значит ввод данных в ГАС может быть завершен не позже 23-00. И уж никак в 6-00 следующего дня.

С. Шейкин, ТКСА ГАС "Выборы" г. Волгодонск
----------------

*Извлечение из Инструкции о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации

...Каждый комплект бюллетеней для проведения тестирования одного сканера КОИБ включает в себя: - по одному действительному бюллетеню с отметкой в квадрате, расположенном напротив фамилии каждого кандидата (каждого списка кандидатов), в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против");- недействительный бюллетень без отметок (1 шт.); - недействительный бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом (1 шт.);- бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии (1 шт.).

**Комплекты бюллетеней для проведения тренировки готовятся: для работы в день, предшествующий дню голосования; для каждого сканера КОИБ; по каждому уровню выборов, референдума. Каждый комплект бюллетеней для проведения тренировки включает в себя: - два недействительных бюллетеня (бюллетень без отметок и бюллетень, в котором число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом); - двадцать действительных бюллетеней с отметками в любых квадратах, расположенных справа от сведений о кандидатах, списка кандидатов, в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"); - бюллетень неустановленной формы без оттиска печати соответствующей комиссии (1 шт.).

В комплекты бюллетеней для проведения тестирования КОИБ и тренировки не включаются бюллетени в случае, предусмотренном пунктом 18 статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Рейтинг:
 (голосов: 4)

Увидели ошибку в материале? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Метки к статье: КОИБ

Другие новости по теме: